Идеальное государство
(Платон)
Философию Сократа развил его ученик Платон (427 – 347 г. до н.э.). Понятия общественных добродетелей были доведены Платоном до совершенства их существования в виде мира идей. Стержнем философии Платона является учение о душе, положения которого, мало чем отличаются от индуистского и буддийского учения о перевоплощениях. Душа, по Платону, находится в земном плену 10 000 лет, после чего перемещается в Мир идей. Но если душа попадает в тело философа, то её освобождение может произойти быстрее.
Таким образом, души философов (по Платону) эквивалентны душам будд, вырвавшихся из круга сансары и способных управлять циклами своих воплощений.
Этот момент важен для понимания взглядов Платона на общество. В диалоге «Государство» Платон разрабатывает идею идеального общества, не касаясь вопроса о том, как можно осуществить такую социальную конструкцию. Свой труд Платон уподобляет труду художника, пожелавшего изобразить, на свой взгляд, самого красивого человека, избежав упрёков в том, что такого человека на самом деле не существует.
Государство, согласно Платону, возникает потому, что человек не может обеспечить полное удовлетворение своих главных потребностей. Потребности возникают вследствие особой организации души человека. Душа, по Платону, имеет три составляющие: разумную, волевую и аффективную (чувственную или вожделеющую).
Идеальное государство при этом возникает как сообщество трёх социальных групп. Этими группами являются правители, стратеги и производители. Распределение этих общественных функций должно производиться на основе преобладания одной из частей души. Правителями должны становиться философы с преобладанием разумной части души, стратегами – воины, у которых преобладает волевая часть, а крестьянами и ремесленниками те, у которых преобладает аффективная часть души и поэтому они должны заниматься материальным производством.
Такое общество уравновешивает различие душ путём обмена деятельностью между различными людьми. Общество позволяет людям, у которых разумное начало выражено слабо, приобщиться к мудрости тех, кому досталась более разумная душа. Это позволяет людям обуздывать свои вожделения и осуществлять деятельность на благо всего общества.
Общественным благом у Платона являются четыре добродетели. Мудрость является добродетелью правителей, мужество – добродетелью стратегов (стражников), а умеренность – добродетелью производителей. Четвёртая добродетель – справедливость, является общегосударственной, относящейся в равной мере к каждой социальной группе общества.
С позиций идеального государства Платон классифицирует существующие формы правления, разделяя их на две группы – прогрессивные и упадочные. К прогрессивным формам правления Платон относит аристократическую республику и своё идеальное государство, которое в современных терминах может быть обозначено как «ноократия» - власть разума и мудрости. В качестве упадочных форм государственности Платон называет тиранию, олигархию и демократию.
Таким образом, души философов (по Платону) эквивалентны душам будд, вырвавшихся из круга сансары и способных управлять циклами своих воплощений.
Этот момент важен для понимания взглядов Платона на общество. В диалоге «Государство» Платон разрабатывает идею идеального общества, не касаясь вопроса о том, как можно осуществить такую социальную конструкцию. Свой труд Платон уподобляет труду художника, пожелавшего изобразить, на свой взгляд, самого красивого человека, избежав упрёков в том, что такого человека на самом деле не существует.
Государство, согласно Платону, возникает потому, что человек не может обеспечить полное удовлетворение своих главных потребностей. Потребности возникают вследствие особой организации души человека. Душа, по Платону, имеет три составляющие: разумную, волевую и аффективную (чувственную или вожделеющую).
Идеальное государство при этом возникает как сообщество трёх социальных групп. Этими группами являются правители, стратеги и производители. Распределение этих общественных функций должно производиться на основе преобладания одной из частей души. Правителями должны становиться философы с преобладанием разумной части души, стратегами – воины, у которых преобладает волевая часть, а крестьянами и ремесленниками те, у которых преобладает аффективная часть души и поэтому они должны заниматься материальным производством.
Такое общество уравновешивает различие душ путём обмена деятельностью между различными людьми. Общество позволяет людям, у которых разумное начало выражено слабо, приобщиться к мудрости тех, кому досталась более разумная душа. Это позволяет людям обуздывать свои вожделения и осуществлять деятельность на благо всего общества.
Общественным благом у Платона являются четыре добродетели. Мудрость является добродетелью правителей, мужество – добродетелью стратегов (стражников), а умеренность – добродетелью производителей. Четвёртая добродетель – справедливость, является общегосударственной, относящейся в равной мере к каждой социальной группе общества.
С позиций идеального государства Платон классифицирует существующие формы правления, разделяя их на две группы – прогрессивные и упадочные. К прогрессивным формам правления Платон относит аристократическую республику и своё идеальное государство, которое в современных терминах может быть обозначено как «ноократия» - власть разума и мудрости. В качестве упадочных форм государственности Платон называет тиранию, олигархию и демократию.