Понедельник, 25.11.2024, 00:42
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 III.Б. - 2 Сократ

Общественные добродетели
(Сократ)



       Сократ (469 - 399 г. до н.э.) не оставил нам никаких письменных трудов, предпочитая выступать публично на улицах, рынках и перед храмами для просвещения народа. Поэтому о его взглядах мы можем судить по свидетельствам учеников – философа Платона и Ксенофонта (автора «Греческой истории»). Основа философии Сократа – стремление к получению знаний. Его крылатое высказывание: «я знаю о том, что я ничего не знаю», считается главным мотивом движения к познанию окружающего мира и общественных явлений. Сократ первым задумался над проблемой, почему природные законы окружающего мира (созданного богами) нельзя нарушить, а законы общества (тоже как бы созданного богами) нарушить можно и это нарушение вполне может остаться безнаказанным. Если не воля божества заставляет человека подчиняться законам общества, то что же тогда?
       Сократ вводит понятие общественного блага, которое отождествляется им со счастьем, удовольствием, получаемым каждым членом общества от выполнения принятых правил человеческого общежития. Познание того, что есть общественное благо, Сократ называл добродетелью. Основными добродетелями Сократ считал сдержанность (укрощение страстей), мужество (преодоление опасности), справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Эти добродетели приобретаются человеком путём познания и самопознания, общественная мораль и нравственность человека, таким образом, являются тождественными знанию. Истинная нравственность, по Сократу, это знание того, что есть благо для общества и что полезно для человека – всё это в совокупности помогает добиться жизненного счастья.
       Почему же многие люди совершают и серьёзные преступления, и мелкие проступки перед обществом, даже зная, что их действия принесут страдания людям? Сократ считал, что все злые дела и плохие поступки совершаются по незнанию или по недостаточно глубокому знанию. И этот факт вовсе не снимает ответственности с личности. Сократ говорил, что зло, творимое по незнанию, даже хуже, чем зло, совершенное намеренно, настолько должна быть сильна тяга человека к познанию!
       Сократу так же принадлежит первая классификация форм общественного устройства по типу правления. Он выделял монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию. Причём, наиболее нравственной Сократ считал аристократическую форму правления, которую осуществляет небольшое количество образованных и нравственных людей. Таким образом, Сократ выступал противником демократии, доказывая в дискуссиях пагубность возложения общественных и государственных функций и дел полиса на людей, определяемых по выбору (жребию), как уже в то время практиковалось в Афинах. Он приводил в качестве аргумента функции кормчего на корабле, плотника или флейтиста, указывая, что их нельзя выбрать по жребию, а только по способностям и знаниям.
       За это Сократ и был осуждён Афинской демократией, представ перед судом по обвинению в том, что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества. Обвинители подчёркивали тот факт, что Сократ критиковал существенные стороны Афинской демократии, в частности практику выбора государственных чиновников путём жеребьёвки. Сократ был признан виновным и приговорен к смертной казни. И хотя он мог избежать суда и даже имел возможность убежать после вынесения приговора, Сократ посчитал справедливым исполнить требование общества и мужественно выпил чашу с ядом, до конца оставаясь верным своим убеждениям.

<ПРЕДЫДУЩАЯ                                                   Страница III.Б.-2                                                 СЛЕДУЮЩАЯ>
Copyright MyCorp © 2024
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    Конструктор сайтов - uCoz