Искусство государственного управления
(Аристотель, Макиавелли)
Обобщением всей античной мысли является философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.), который в своих трудах упорядоченно изложил все на тот момент достижения науки, культуры и искусства. Аристотелем впервые была сформулирована возможность самодвижения и саморазвития в природе и обществе. Для объяснения биологических явлений, Аристотель полагал наличие души, присущей всем объектам живой природы, то есть человеку, животным и растениям. Соответственно, душа имеет три уровня – вегетативный, присущий растениям, чувственный, присущий животным и разумный, свойственный человеку. В этих положениях явно ощущается некий общий и очень древний предок религий Индии и дохристианской Европы.
В трактате «Политика» Аристотель изложил воззрения на развитие и организацию общества. Прежде чем приступить к формулировке своих взглядов на идеальное государство, он изучил обширный материал по истории и политическому устройству множества греческих полисов. Государство Аристотель понимал как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Таким образом, Аристотель отождествил понятия «общество» и «государство». Сущность государства он видел в политическом сообществе людей, объединившихся для достижения определённого блага.
Общество свободных людей (в смысле не рабов), по Аристотелю, состоит из трёх основных классов граждан. Первый – очень богатые люди, их противоположностью являются крайне бедные люди. Между ними находится средний класс, который и представляет особую важность для благополучного состояния государства. Государство, по Аристотелю, требует от граждан определённых добродетелей, без которых нельзя достичь общего благосостояния. Похоже, эти идеи Аристотеля положены в основу буржуазных концепций о среднем классе.
Учение о добродетелях было Аристотелем расширено до целого раздела философии – этики. Фактически Аристотель перенёс принципы семейного устройства на общество, так как «этосом» уже во времена Гомера называли общий дом семьи. Понятно, что для обеспечения блага семьи и предотвращения разрушения дома, его жители должны были соблюдать правила общежития, называемые «этическими», для чего они должны получить моральное воспитание. («Моралис» – римское слово, использованное позднее Цицероном для перевода греческого слова «этос»).
Добродетели Аристотель подразделял на дианоэтические (разумные) и этические (поведенческие). Дианоэтические добродетели возникают путём обучения, а этические являются результатом привычки. Основу уравновешенной и благополучной жизни Аристотель видел в главной добродетели – умеренности. Поэтому одной из задач государства он считал предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданами.
В идеальном государстве, по Аристотелю, должна быть частная собственность на орудия труда, землю и рабов. Это должно обеспечить принцип активной деятельности человека в обществе. Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений, считая такую жизнь «животной», свидетельствующей о «рабском образе мышления». Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую, наполненную политической деятельностью, либо жизнь теоретическую, наполненную познавательной деятельностью и размышлениями. Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею – лишь это обеспечивает удовлетворённость и благость.
В своей классификации политических систем Аристотель различает три хорошие и три дурные формы правления. Хорошими он считает монархию, аристократию и описанную им политею. Плохие формы государства возникают вследствие деформации первых трёх форм. Дурными являются тирания – как деформация монархии, олигархия, как деформация аристократии и демократия, как деформация политеи.
Творческое наследие Аристотеля огромно, всего он написал более 150 трудов по самым различным областям физики, биологии, социологии, философии, логики и искусства. Мысли Аристотеля передавались в течение Тёмных веков Европы, как светоч знания, как энциклопедия, из которой можно было почерпнуть ответ на любой вопрос, какой только может вообразить себе образованный человек. Как это всегда случается с идеями, они через более или менее длительное время перестают удовлетворять пытливый человеческий ум, который проводит их ревизию и переделывает под запросы современной ему политической обстановки или запросы выдающихся личностей.
Такая метаморфоза и начала происходить с началом эпохи Возрождения. Учение об античных добродетелях прочно срослось с догматизмом Тёмных веков и господством религиозного фанатизма. Новое время требовало нового мышления и на первый план в социальной философии выступили вопросы не добродетели граждан, а эффективности государственного управления.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527 г.) выступил первым военным писателем нового времени, от которого пошла философская традиция, воспевающая сильное централизованное государство. Всего Макиавелли написал три работы, главной из которых является «Государь» (или «Правитель»), посвященная «великолепному» Лоренцо Медичи.
Первоначально Макиавелли занимал политические и государственные должности во Флорентийской республике после изгнания правящей семьи Медичи в 1494 г. и после их реставрации в 1512 г., высылался в изгнание и вновь призывался на государственную службу, арестовывался по обвинению в заговоре, но был оправдан.
Учитывая такие внезапные взлёты и падения, ничего удивительного нет в том, что центральное место в философии Макиавелли занимает идея постоянного вращения «колеса судьбы» («фортуны»), представляющего собой необходимый естественный ход вещей, имеющий божественный характер. Но «фортуна» не фатальна – люди могут достичь успеха в зависимости от того, как они смогут приспособить её и как смогут ей противостоять.
Макиавелли отделяет политику от религиозных представлений, считая её автономной стороной человеческой деятельности, политика является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости («фортуны»). Политику определяет не бог или мораль, а сама практика, человеческая психология и законы природы.
Политику тем самым Макиавелли выводит из психологии. Политическая деятельность определяется реальными интересами политиков, корыстью, стремлением к обогащению. Политика – продукт свободной человеческой воли, личных желаний, особенностей характера. Этот взгляд будет характерен для всей эпохи Возрождения, сделавшей упор на свободу воли личности в противовес религиозной предопределенности средневековья.
Правитель, который хочет стать на пути судьбы, должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими априорными схемами, правовыми предписаниями, религиями или своим собственным словом. Он должен руководствоваться строгим анализом реальных факторов и может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным.
Правитель, как общественный деятель, должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не религиозной моралью – лишь так он овладеет стихийным движением поведения людей, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, сопутствующих жизни человека. Государь не может рассчитывать на «божественное провидение», а должен сам стать лицом к лицу с действительностью, рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы.
Эта идея, занимающая центральное место в творчестве Макиавелли, стала предметом всяческих нападок на него и в дальнейшем даже породила нелицеприятный термин «макиавеллизм», учение, девизом которого якобы является крылатое выражение «цель оправдывает средства» и «для достижения поставленной цели все средства хороши». На самом деле, в отличие от мыслителей Древнего мира, Макиавелли никогда не описывал «идеального государства» и не претендовал в своих трудах на универсальность понимания.
Неправильно бы было отрывать его творчество от окружавшей его действительности. Будучи патриотом своего народа, Макиавелли сожалел о его участи, видя, как милую его сердцу Флоренцию оккупируют все кому не лень. В ходе Итальянских войн, родная для Макиавелли земля была оккупирована Французским королём Карлом VIII, герцогом Чезаре Борджа и Римским Папой Львом X (из рода Медичи), присоединившим Флоренцию к Папскому Государству. Поэтому написанная им книга «Государь» - не есть идеал, которому должны следовать все без исключения правители во все времена, а некая инструкция для решения частной, временной задачи. Книга Макиавелли имела только одно предназначение – стать руководством к действию для способного и честолюбивого правителя, который освободил бы родной город от влияния «миролюбивых» соседей и папства, а так же объединил бы Италию под властью Флоренции.
В трактате «Политика» Аристотель изложил воззрения на развитие и организацию общества. Прежде чем приступить к формулировке своих взглядов на идеальное государство, он изучил обширный материал по истории и политическому устройству множества греческих полисов. Государство Аристотель понимал как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Таким образом, Аристотель отождествил понятия «общество» и «государство». Сущность государства он видел в политическом сообществе людей, объединившихся для достижения определённого блага.
Общество свободных людей (в смысле не рабов), по Аристотелю, состоит из трёх основных классов граждан. Первый – очень богатые люди, их противоположностью являются крайне бедные люди. Между ними находится средний класс, который и представляет особую важность для благополучного состояния государства. Государство, по Аристотелю, требует от граждан определённых добродетелей, без которых нельзя достичь общего благосостояния. Похоже, эти идеи Аристотеля положены в основу буржуазных концепций о среднем классе.
Учение о добродетелях было Аристотелем расширено до целого раздела философии – этики. Фактически Аристотель перенёс принципы семейного устройства на общество, так как «этосом» уже во времена Гомера называли общий дом семьи. Понятно, что для обеспечения блага семьи и предотвращения разрушения дома, его жители должны были соблюдать правила общежития, называемые «этическими», для чего они должны получить моральное воспитание. («Моралис» – римское слово, использованное позднее Цицероном для перевода греческого слова «этос»).
Добродетели Аристотель подразделял на дианоэтические (разумные) и этические (поведенческие). Дианоэтические добродетели возникают путём обучения, а этические являются результатом привычки. Основу уравновешенной и благополучной жизни Аристотель видел в главной добродетели – умеренности. Поэтому одной из задач государства он считал предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданами.
В идеальном государстве, по Аристотелю, должна быть частная собственность на орудия труда, землю и рабов. Это должно обеспечить принцип активной деятельности человека в обществе. Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений, считая такую жизнь «животной», свидетельствующей о «рабском образе мышления». Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую, наполненную политической деятельностью, либо жизнь теоретическую, наполненную познавательной деятельностью и размышлениями. Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею – лишь это обеспечивает удовлетворённость и благость.
В своей классификации политических систем Аристотель различает три хорошие и три дурные формы правления. Хорошими он считает монархию, аристократию и описанную им политею. Плохие формы государства возникают вследствие деформации первых трёх форм. Дурными являются тирания – как деформация монархии, олигархия, как деформация аристократии и демократия, как деформация политеи.
Творческое наследие Аристотеля огромно, всего он написал более 150 трудов по самым различным областям физики, биологии, социологии, философии, логики и искусства. Мысли Аристотеля передавались в течение Тёмных веков Европы, как светоч знания, как энциклопедия, из которой можно было почерпнуть ответ на любой вопрос, какой только может вообразить себе образованный человек. Как это всегда случается с идеями, они через более или менее длительное время перестают удовлетворять пытливый человеческий ум, который проводит их ревизию и переделывает под запросы современной ему политической обстановки или запросы выдающихся личностей.
Такая метаморфоза и начала происходить с началом эпохи Возрождения. Учение об античных добродетелях прочно срослось с догматизмом Тёмных веков и господством религиозного фанатизма. Новое время требовало нового мышления и на первый план в социальной философии выступили вопросы не добродетели граждан, а эффективности государственного управления.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527 г.) выступил первым военным писателем нового времени, от которого пошла философская традиция, воспевающая сильное централизованное государство. Всего Макиавелли написал три работы, главной из которых является «Государь» (или «Правитель»), посвященная «великолепному» Лоренцо Медичи.
Первоначально Макиавелли занимал политические и государственные должности во Флорентийской республике после изгнания правящей семьи Медичи в 1494 г. и после их реставрации в 1512 г., высылался в изгнание и вновь призывался на государственную службу, арестовывался по обвинению в заговоре, но был оправдан.
Учитывая такие внезапные взлёты и падения, ничего удивительного нет в том, что центральное место в философии Макиавелли занимает идея постоянного вращения «колеса судьбы» («фортуны»), представляющего собой необходимый естественный ход вещей, имеющий божественный характер. Но «фортуна» не фатальна – люди могут достичь успеха в зависимости от того, как они смогут приспособить её и как смогут ей противостоять.
Макиавелли отделяет политику от религиозных представлений, считая её автономной стороной человеческой деятельности, политика является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости («фортуны»). Политику определяет не бог или мораль, а сама практика, человеческая психология и законы природы.
Политику тем самым Макиавелли выводит из психологии. Политическая деятельность определяется реальными интересами политиков, корыстью, стремлением к обогащению. Политика – продукт свободной человеческой воли, личных желаний, особенностей характера. Этот взгляд будет характерен для всей эпохи Возрождения, сделавшей упор на свободу воли личности в противовес религиозной предопределенности средневековья.
Правитель, который хочет стать на пути судьбы, должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими априорными схемами, правовыми предписаниями, религиями или своим собственным словом. Он должен руководствоваться строгим анализом реальных факторов и может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным.
Правитель, как общественный деятель, должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не религиозной моралью – лишь так он овладеет стихийным движением поведения людей, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, сопутствующих жизни человека. Государь не может рассчитывать на «божественное провидение», а должен сам стать лицом к лицу с действительностью, рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы.
Эта идея, занимающая центральное место в творчестве Макиавелли, стала предметом всяческих нападок на него и в дальнейшем даже породила нелицеприятный термин «макиавеллизм», учение, девизом которого якобы является крылатое выражение «цель оправдывает средства» и «для достижения поставленной цели все средства хороши». На самом деле, в отличие от мыслителей Древнего мира, Макиавелли никогда не описывал «идеального государства» и не претендовал в своих трудах на универсальность понимания.
Неправильно бы было отрывать его творчество от окружавшей его действительности. Будучи патриотом своего народа, Макиавелли сожалел о его участи, видя, как милую его сердцу Флоренцию оккупируют все кому не лень. В ходе Итальянских войн, родная для Макиавелли земля была оккупирована Французским королём Карлом VIII, герцогом Чезаре Борджа и Римским Папой Львом X (из рода Медичи), присоединившим Флоренцию к Папскому Государству. Поэтому написанная им книга «Государь» - не есть идеал, которому должны следовать все без исключения правители во все времена, а некая инструкция для решения частной, временной задачи. Книга Макиавелли имела только одно предназначение – стать руководством к действию для способного и честолюбивого правителя, который освободил бы родной город от влияния «миролюбивых» соседей и папства, а так же объединил бы Италию под властью Флоренции.