Современные мыслители об этике будущего и счастье
(И.А. Ефремов, С. Лем)
Направь прямой стезею нас,
Стезею тех,
Кто милостью твоею одарен....
Коран, Сура 1 «Аль Фатиха»
Стезею тех,
Кто милостью твоею одарен....
Коран, Сура 1 «Аль Фатиха»
Обычно в книгах о будущем, психология и этика литературных героев соответствуют временам автора. Герои, чаще всего, просто перемещаются в новые технологические декорации. Иногда, прогнозируя мрачное упадническое будущее, авторы возвращаются к древней психологии и произведение строится на столкновении примитивного мира с более высокой психологией главного героя, но все же психология и этика действующих лиц находятся в области известного автору.
Попытка прогнозирования и моделирования психологии будущего человека предпринималась писателем - фантастом Иваном Антоновичем Ефремовым.
Ефремов пытался осознать, каким должен быть человек будущего, несущий на своих плечах ответственность не только за судьбу межзвездной экспедиции, но и за судьбу своей планеты и даже, в какой-то мере, планет своих ближайших соседей. При такой ответственности, дезориентирующая неискренность общения наших современников была бы уже непозволительной роскошью, пустой тратой энергии и времени, отпущенного на жизнь. Высокая, осознанная ответственность потребует величайшей самодисциплины. При этом, люди будущего не лишены эмоций и не чужды прекрасного.
Писатель проводит чёткую границу между поведением современного обывателя и поведением человека — творца в будущем.
В первом приближении «Кодекс сына или дочери планеты» по Ефремову выглядит так:
- осуждение товарища бессмысленны, ошибки более не могут быть намеренными. (Не судите, да не судимы будете)
- чем сложнее задача, тем больше радость преодоления (этика счастья в будущем).
- впереди не гибель, а большая борьба (уныние грех)
- благожелательность старшего и более опытного (мы единое целое)
- будьте радостны в познании (ибо таково назначение ваше).
- в памяти человечества живут лишь те, чьи мысли и воля продолжают действовать (оставьте грех гордыни)
- взвесь реальную ценность своих дел и сопоставь её с вредной оборотной стороной (не навреди)
- уважай решение другого (ибо он брат твой).
- когда речь идет о будущих поколениях, не избегай личных жертв (ты уже живешь, а они ждут своего часа).
- бессмысленно тратить жизнь на поиски наслаждений (ибо ты не животное)
Таким образом, счастье будущего носит, по Ефремову, некий спортивный — соревновательный характер, как счастье преодоления, сродни тому, которое испытывает альпинист, покоривший недоступную ранее никому вершину.Несомненно, такая трактовка счастья не универсальна. Проблему счастья рассматривали и другие современные нам мыслители, проецируя ее в отдаленное будущее.
«Счастье — отнюдь не особое измерение, это производная» - такое высказывание принадлежит польскому мыслителю и писателю Станиславу Лему, то есть счастье — производная бытия и оно может быть весьма многогранным. Вопрос только в приемлемости индивидуально счастья по принципу «не навреди». Лем отлично раскрыл эту тему в рассказе «Собысча». Это название получено как сокращение от «Созерцатель бытия счастливый».
И еще одну мысль можно почерпнуть у обоих писателей, кратко ее можно выразить так: «Уважай иную жизнь и иной разум». Уважай, даже если этот разум сосредоточен в необычных формах (мыслящий океан - «Солярис», Эра Кольца - «Туманность Андромеды») или является твоим порождением («Сказки Роботов», «Собысча» или в другом переводе - «Блаженный»).
Что ж, этика будущего включает в себя древние религиозные заветы, оставленные нам еще Моисеем и Христом. Впрочем, кое-что определенное о природе счастья в будущем можно сказать уже сейчас: длительное и бессмысленное «ничегонеделание», вышедшее за рамки отдохновения - грех, грех убийства дарованного Богом времени жизни текущего воплощения.
Попытка прогнозирования и моделирования психологии будущего человека предпринималась писателем - фантастом Иваном Антоновичем Ефремовым.
Ефремов пытался осознать, каким должен быть человек будущего, несущий на своих плечах ответственность не только за судьбу межзвездной экспедиции, но и за судьбу своей планеты и даже, в какой-то мере, планет своих ближайших соседей. При такой ответственности, дезориентирующая неискренность общения наших современников была бы уже непозволительной роскошью, пустой тратой энергии и времени, отпущенного на жизнь. Высокая, осознанная ответственность потребует величайшей самодисциплины. При этом, люди будущего не лишены эмоций и не чужды прекрасного.
Писатель проводит чёткую границу между поведением современного обывателя и поведением человека — творца в будущем.
В первом приближении «Кодекс сына или дочери планеты» по Ефремову выглядит так:
- осуждение товарища бессмысленны, ошибки более не могут быть намеренными. (Не судите, да не судимы будете)
- чем сложнее задача, тем больше радость преодоления (этика счастья в будущем).
- впереди не гибель, а большая борьба (уныние грех)
- благожелательность старшего и более опытного (мы единое целое)
- будьте радостны в познании (ибо таково назначение ваше).
- в памяти человечества живут лишь те, чьи мысли и воля продолжают действовать (оставьте грех гордыни)
- взвесь реальную ценность своих дел и сопоставь её с вредной оборотной стороной (не навреди)
- уважай решение другого (ибо он брат твой).
- когда речь идет о будущих поколениях, не избегай личных жертв (ты уже живешь, а они ждут своего часа).
- бессмысленно тратить жизнь на поиски наслаждений (ибо ты не животное)
Таким образом, счастье будущего носит, по Ефремову, некий спортивный — соревновательный характер, как счастье преодоления, сродни тому, которое испытывает альпинист, покоривший недоступную ранее никому вершину.Несомненно, такая трактовка счастья не универсальна. Проблему счастья рассматривали и другие современные нам мыслители, проецируя ее в отдаленное будущее.
«Счастье — отнюдь не особое измерение, это производная» - такое высказывание принадлежит польскому мыслителю и писателю Станиславу Лему, то есть счастье — производная бытия и оно может быть весьма многогранным. Вопрос только в приемлемости индивидуально счастья по принципу «не навреди». Лем отлично раскрыл эту тему в рассказе «Собысча». Это название получено как сокращение от «Созерцатель бытия счастливый».
И еще одну мысль можно почерпнуть у обоих писателей, кратко ее можно выразить так: «Уважай иную жизнь и иной разум». Уважай, даже если этот разум сосредоточен в необычных формах (мыслящий океан - «Солярис», Эра Кольца - «Туманность Андромеды») или является твоим порождением («Сказки Роботов», «Собысча» или в другом переводе - «Блаженный»).
Что ж, этика будущего включает в себя древние религиозные заветы, оставленные нам еще Моисеем и Христом. Впрочем, кое-что определенное о природе счастья в будущем можно сказать уже сейчас: длительное и бессмысленное «ничегонеделание», вышедшее за рамки отдохновения - грех, грех убийства дарованного Богом времени жизни текущего воплощения.