Ответы на главный вопрос
(Питирим Сорокин)
Нет выхода из лабиринта знанья,
И человек не станет никогда
Иным, чем то, во что он страстно верит
Максимилиан Волошин «Космос»
И человек не станет никогда
Иным, чем то, во что он страстно верит
Максимилиан Волошин «Космос»
Двадцатый век отличился необычайной пестротой во всём. Человечество впервые осознало себя хозяином планеты, знания настолько расширились, что за короткое время позволяли мыслителю охватить всё разнообразие общественных устройств различных стран мира. «Пусть расцветают сто цветов» - гласит китайская мудрость. Как же сориентироваться в такой разноголосице мнений и образов? Что лежит в основе построения любого общества, будь то людоедское племя или Империя всех Империй середины 20 в.– Великобритания.
Ответ был найден человеком необычной судьбы – американским учёным с исконно русским происхождением, именем и фамилией – Питиримом Сорокиным. Его судьба стала отражением всей динамичности, толкучки и бестолковщины 20 века. Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 г.) родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (сейчас республика Коми), в семье сельского ремесленника.
Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1914 г., В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах.
В 1922 г. Сорокин был выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переехал в США. В 1924-1930 г. профессор университета Миннесоты, с 1930 г. до конца жизни — профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. — социологический факультет.
Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры. Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую социологию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, действительности, характеризуемой бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление в виде конкретного социума.
Каждое существовавшее и существующее на планете общество, согласно Питириму Сорокину, представляет собой уникальный социокультурный феномен. То есть, культура является основой общества, той связкой, на основе которой формируются все прочие общественные связи между людьми. Характер возникновения социокультурной связки обусловлен тем, каким образом группа людей, объявляющая себя обособленной общностью, отвечает на вопрос: «Что есть человек и окружающий его мир?»
Всего возможны три варианта ответов, соответственно и различных социокультурных типов обществ возможно тоже три. Если граждане общества считают что и они и окружающий мир созданы богом, то возникает религиозный тип общества. Если кроме объективно существующего мира люди признают наличие идеального мира, в котором представлены такие образы, как Родина, справедливость, честь и совесть, то возникает идейное общество. Если же граждане считают, что существует лишь то, что можно увидеть своими глазами и потрогать руками – деньги, автомобили, дома, то возникает чувственное общество.
Далее, на основе ответа на главный вопрос, происходит формирование идеологии общества, отражающей три принципиально важных составляющих жизни каждого гражданина: «смысл жизни – духовные ценности – нормы поведения». Различие идеологических конструкций и составляет разнообразие обществ, наблюдаемое у разных народов. В мире не было и не будет двух абсолютно одинаковых общественных организмов, так как каждый народ обязательно даст свой, нетривиальный ответ, хотя бы на один из вопросов, требующихся для формирования идеологии.
Согласно Сорокину получается, что никакой социум принципиально не может существовать без идеологии. Утверждение, что большинство стран успешно существуют без всякой идеологии не соответствует социологической теории П.А. Сорокина, а является ультралиберальным идеологическим штампом.
Социальная динамика, по Сорокину, заключается в последовательной смене одного типа социокультурной связки другим типом. Начав как религиозное, догматическое общество далее может трансформироваться в идейное национальное государство, во главе с монархом и патриотизмом граждан, характерным для Европы XVII – XVIII веков, которое в дальнейшем скатывается к чувственному обществу потребления. И так далее, цикл может начаться вновь.
Казалось бы, работа Питирима Сорокина не достигает высот духа даже Руссо, не говоря уже о Платоне и Аристотеле. Сугубо прагматическая работа чисто американского учёного. Но, увы, судьбе было угодно распорядиться так, что работа, основанная на русской культурной традиции и русском сознании попала на американскую почву. Останься Сорокин в России, скорее всего он не стал бы известным учёным, но и его работы не были бы использованы против Родины. Несмотря на явный «культурный» уклон, в работах уважаемого профессора Гарварда было замечено грозное оружие, способное сокрушить великий народ.
Достоинством социокультурной теории общества П.А. Сорокина, несомненно, является её подтверждение практикой. Если идеальное общество Платона не было сформировано, а общественный договор Руссо так и не был заключён, то теория Питирима Сорокина блестяще подтвердилась, но, к сожалению, путём «от противного». Впервые она была использована не для того, чтобы «собрать» народ, а для того, чтобы «разрушить великое царство». Последовательность информационной войны против СССР показала, что СМИ целенаправленно извращали смыслы жизни граждан (человек с двумя холодильниками в два раза счастливее человека с одним холодильником), внушали идеи о ложности принятых в обществе ценностей и истинности ложных ценностей (занятость – это плохо, а безработица – очень хорошо), демонтировали нормы поведения в обществе (давайте жить каждый хорошо по отдельности). В итоге, это стало одним из факторов, которые привели к слому народа и советского государства.
Жизнь и труды Питирима Сорокина ещё и ещё раз демонстрируют нам, что наука, в том числе и научное познание общества – лишь инструмент, результат применения которого зависит от начальных морально-нравственных установок применяющих его людей. С помощью науки можно и разрушать и созидать, а для того чтобы не перепутать одно с другим, нужно иметь чёткие ценностные ориентиры, то есть, знать, что является благом для всего человечества (а не только для отдельного общества, так как в случае с США и СССР мы имеем дело с этическим релятивизмом, то, что было хорошо для США было губительно для СССР и наоборот).
Итак, круг замкнулся, мы вернулись к … Сократу и его жажде познания общественного блага, но уже на новом, общечеловеческом уровне.
Ответ был найден человеком необычной судьбы – американским учёным с исконно русским происхождением, именем и фамилией – Питиримом Сорокиным. Его судьба стала отражением всей динамичности, толкучки и бестолковщины 20 века. Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 г.) родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (сейчас республика Коми), в семье сельского ремесленника.
Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1914 г., В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах.
В 1922 г. Сорокин был выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переехал в США. В 1924-1930 г. профессор университета Миннесоты, с 1930 г. до конца жизни — профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. — социологический факультет.
Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры. Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую социологию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, действительности, характеризуемой бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление в виде конкретного социума.
Каждое существовавшее и существующее на планете общество, согласно Питириму Сорокину, представляет собой уникальный социокультурный феномен. То есть, культура является основой общества, той связкой, на основе которой формируются все прочие общественные связи между людьми. Характер возникновения социокультурной связки обусловлен тем, каким образом группа людей, объявляющая себя обособленной общностью, отвечает на вопрос: «Что есть человек и окружающий его мир?»
Всего возможны три варианта ответов, соответственно и различных социокультурных типов обществ возможно тоже три. Если граждане общества считают что и они и окружающий мир созданы богом, то возникает религиозный тип общества. Если кроме объективно существующего мира люди признают наличие идеального мира, в котором представлены такие образы, как Родина, справедливость, честь и совесть, то возникает идейное общество. Если же граждане считают, что существует лишь то, что можно увидеть своими глазами и потрогать руками – деньги, автомобили, дома, то возникает чувственное общество.
Далее, на основе ответа на главный вопрос, происходит формирование идеологии общества, отражающей три принципиально важных составляющих жизни каждого гражданина: «смысл жизни – духовные ценности – нормы поведения». Различие идеологических конструкций и составляет разнообразие обществ, наблюдаемое у разных народов. В мире не было и не будет двух абсолютно одинаковых общественных организмов, так как каждый народ обязательно даст свой, нетривиальный ответ, хотя бы на один из вопросов, требующихся для формирования идеологии.
Согласно Сорокину получается, что никакой социум принципиально не может существовать без идеологии. Утверждение, что большинство стран успешно существуют без всякой идеологии не соответствует социологической теории П.А. Сорокина, а является ультралиберальным идеологическим штампом.
Социальная динамика, по Сорокину, заключается в последовательной смене одного типа социокультурной связки другим типом. Начав как религиозное, догматическое общество далее может трансформироваться в идейное национальное государство, во главе с монархом и патриотизмом граждан, характерным для Европы XVII – XVIII веков, которое в дальнейшем скатывается к чувственному обществу потребления. И так далее, цикл может начаться вновь.
Казалось бы, работа Питирима Сорокина не достигает высот духа даже Руссо, не говоря уже о Платоне и Аристотеле. Сугубо прагматическая работа чисто американского учёного. Но, увы, судьбе было угодно распорядиться так, что работа, основанная на русской культурной традиции и русском сознании попала на американскую почву. Останься Сорокин в России, скорее всего он не стал бы известным учёным, но и его работы не были бы использованы против Родины. Несмотря на явный «культурный» уклон, в работах уважаемого профессора Гарварда было замечено грозное оружие, способное сокрушить великий народ.
Достоинством социокультурной теории общества П.А. Сорокина, несомненно, является её подтверждение практикой. Если идеальное общество Платона не было сформировано, а общественный договор Руссо так и не был заключён, то теория Питирима Сорокина блестяще подтвердилась, но, к сожалению, путём «от противного». Впервые она была использована не для того, чтобы «собрать» народ, а для того, чтобы «разрушить великое царство». Последовательность информационной войны против СССР показала, что СМИ целенаправленно извращали смыслы жизни граждан (человек с двумя холодильниками в два раза счастливее человека с одним холодильником), внушали идеи о ложности принятых в обществе ценностей и истинности ложных ценностей (занятость – это плохо, а безработица – очень хорошо), демонтировали нормы поведения в обществе (давайте жить каждый хорошо по отдельности). В итоге, это стало одним из факторов, которые привели к слому народа и советского государства.
Жизнь и труды Питирима Сорокина ещё и ещё раз демонстрируют нам, что наука, в том числе и научное познание общества – лишь инструмент, результат применения которого зависит от начальных морально-нравственных установок применяющих его людей. С помощью науки можно и разрушать и созидать, а для того чтобы не перепутать одно с другим, нужно иметь чёткие ценностные ориентиры, то есть, знать, что является благом для всего человечества (а не только для отдельного общества, так как в случае с США и СССР мы имеем дело с этическим релятивизмом, то, что было хорошо для США было губительно для СССР и наоборот).
Итак, круг замкнулся, мы вернулись к … Сократу и его жажде познания общественного блага, но уже на новом, общечеловеческом уровне.