Гражданское общество и общественный договор
(Ж-Ж. Руссо)
Из философии нового времени необходимо упомянуть Жан-Жака Руссо (1712 – 1778 г.), написавшего свои работы накануне Французской Революции конца XVIII века. Руссо впервые ввел понятие «гражданское общество», так что можно сказать, что в его мыслительном поле до сих пор находятся сторонники ультралиберальной демократии, превратившей этот термин в некое заклинание.
Главной темой философии Руссо проходит вопрос неравенства людей. Этому вопросу посвящены «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми». Руссо выделял два вида неравенства – физическое и нравственное (политическое). Первое устанавливается природой и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств, а второе зависит от своего рода договора и становится правомерным с согласия людей.
Соответственно и общество, согласно Руссо, возникает вследствие некоего «общественного договора», который носит весьма условный характер. Условность его выражается в том, что он неразумен, то есть неестественен для природы. Физическое неравенство естественно, его нельзя нарушить. Так же и в обществе, должно царить естественное право, при котором дитя не может руководить старцем, а глупец – властвовать над мудрецом. Почему же горсть людей утопает в роскоши, тогда как огромное большинство не имеет самого необходимого?
Причину этого Руссо видит в изначально плохо составленном договоре, объясняя его недостатки простодушием, то есть недальновидностью людей в прошлом. «Первый, кто огородил участок земли, сказав: «Это моё» и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!». Эти рассуждения кажутся по-детски наивными, но на самом деле трагичны, если вспомнить судьбу СССР, попытавшегося выступить в качестве подобного благодетеля человечества.
В работе «Об общественном договоре» (1762 г.) Руссо излагает концепцию «правильного» общественного договора. Согласно Руссо, богатые и бедные в прошлом заключили несовершенный договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна быть гарантом справедливости и мира. Таким образом, неравенство между бедными и богатыми поднимается на новую ступень и превращается в неравенство между властвующими и подвластными. Третья ступень неравенства в обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает и законы и народ. Эта высшая ступень неравенства, тем не менее, создаёт, согласно Руссо, новый вид равенства – по отношению к деспоту все люди равны в своём бесправии.
В этом случае, необходимо заключить новый общественный договор, чтобы заменить «деспота» на «суверена», которым является объединённый народ. Только такой суверен, возникающий на основе общественного договора, выгоден всем, он является гарантом правильного и полезного развития всех членов общества. Развивая идею объединенного народного правления, Руссо пишет, что руководить силами государства, целью образования которого является общественное благо, может лишь общая воля. Причём «общая воля» и «воля всех» у Руссо не тождественны. Между волей всех и общей волей часто существуют существенные отличия. Общая воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает во внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль. Если убрать из «воли всех» все взаимно противоположные интересы, то мы получим, согласно Руссо, «общую волю».
В правильном, разумном общественном договоре, видит Руссо и реализацию свободы, столь ценимой либералами, под которой они понимают вседозволенность. Однако у Руссо речь идёт только о гражданской свободе. С общественным договором человек теряет свою собственную свободу и неограниченное право на всё, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на всё, что он имеет. Гражданская свобода, которую человек обретает посредством общественного договора, является, по Руссо, свободой высшего типа по сравнению со свободой «естественной», так как побуждение деятельности одними лишь желаниями является рабством, а послушание закону, который мы сами установили, является свободой.
Итак, да здравствует общественный договор, только вот как его заключить, если деспот о нём и знать ничего не хочет? Как жаль, что большинство обществ уже сложились без какого-нибудь общественного договора, чисто стихийно, путём всяческого произвола. Хорошо бы идеи Руссо применить где-нибудь с нуля. И такая возможность историей была предоставлена. Вопрос о том, читали ли труды Руссо за океаном, как-то выпадает из общей картины построения США, но совпадение временных рамок позволяет говорить о том, что такой перенос идей был возможен. В 1776 году тринадцать британских колоний в Северной Америке объявили о своей независимости, выйдя из-под власти английского деспота Георга III. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 г. — «Билль о правах», который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан.
На Родине создателя теории общественного договора дела складывались не так радужно. Обласканный любовью прекрасных дам, король Франции Людовик XV, конечно, ни о каком общественном договоре и слышать не желал. «Пока я жив, государственная машина будет идти» - отвечал он вельможам, осмелившимся говорить о реформах, необходимых для достижения блага народа. На заданный в продолжение разговора вопрос: «Что же будет после Вас?», он и бросил свою «коронную фразу»: «А после меня – хоть потоп!».
Поэтому, ломать голову над тем, как заключить «правильный» общественный договор стали совсем в другом месте – в клубе им. святого Якоба. Король Людовик XV умер в 1774 г., четыре года спустя умер Ж.-Ж. Руссо. Но всё только начиналось! Идея Руссо о необходимости устранения деспота для того, чтобы получить возможность заключить новый общественный договор, послужила якобинцам моральным и юридическим основанием права граждан на бунт против королевской власти. Воззрения Руссо стали идеологией якобинцев, для Робеспьера «Общественный договор» превратился в настоящую Библию. Итог всем известен – после Людовика XV действительно случился потоп. Настолько кровавый, что его не мог представить себе ни действующий король Франции Людовик XVI, ни сам покойный создатель теории общественного договора Жан Жак Руссо.
Главной темой философии Руссо проходит вопрос неравенства людей. Этому вопросу посвящены «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми». Руссо выделял два вида неравенства – физическое и нравственное (политическое). Первое устанавливается природой и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств, а второе зависит от своего рода договора и становится правомерным с согласия людей.
Соответственно и общество, согласно Руссо, возникает вследствие некоего «общественного договора», который носит весьма условный характер. Условность его выражается в том, что он неразумен, то есть неестественен для природы. Физическое неравенство естественно, его нельзя нарушить. Так же и в обществе, должно царить естественное право, при котором дитя не может руководить старцем, а глупец – властвовать над мудрецом. Почему же горсть людей утопает в роскоши, тогда как огромное большинство не имеет самого необходимого?
Причину этого Руссо видит в изначально плохо составленном договоре, объясняя его недостатки простодушием, то есть недальновидностью людей в прошлом. «Первый, кто огородил участок земли, сказав: «Это моё» и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!». Эти рассуждения кажутся по-детски наивными, но на самом деле трагичны, если вспомнить судьбу СССР, попытавшегося выступить в качестве подобного благодетеля человечества.
В работе «Об общественном договоре» (1762 г.) Руссо излагает концепцию «правильного» общественного договора. Согласно Руссо, богатые и бедные в прошлом заключили несовершенный договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна быть гарантом справедливости и мира. Таким образом, неравенство между бедными и богатыми поднимается на новую ступень и превращается в неравенство между властвующими и подвластными. Третья ступень неравенства в обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает и законы и народ. Эта высшая ступень неравенства, тем не менее, создаёт, согласно Руссо, новый вид равенства – по отношению к деспоту все люди равны в своём бесправии.
В этом случае, необходимо заключить новый общественный договор, чтобы заменить «деспота» на «суверена», которым является объединённый народ. Только такой суверен, возникающий на основе общественного договора, выгоден всем, он является гарантом правильного и полезного развития всех членов общества. Развивая идею объединенного народного правления, Руссо пишет, что руководить силами государства, целью образования которого является общественное благо, может лишь общая воля. Причём «общая воля» и «воля всех» у Руссо не тождественны. Между волей всех и общей волей часто существуют существенные отличия. Общая воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает во внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль. Если убрать из «воли всех» все взаимно противоположные интересы, то мы получим, согласно Руссо, «общую волю».
В правильном, разумном общественном договоре, видит Руссо и реализацию свободы, столь ценимой либералами, под которой они понимают вседозволенность. Однако у Руссо речь идёт только о гражданской свободе. С общественным договором человек теряет свою собственную свободу и неограниченное право на всё, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на всё, что он имеет. Гражданская свобода, которую человек обретает посредством общественного договора, является, по Руссо, свободой высшего типа по сравнению со свободой «естественной», так как побуждение деятельности одними лишь желаниями является рабством, а послушание закону, который мы сами установили, является свободой.
Итак, да здравствует общественный договор, только вот как его заключить, если деспот о нём и знать ничего не хочет? Как жаль, что большинство обществ уже сложились без какого-нибудь общественного договора, чисто стихийно, путём всяческого произвола. Хорошо бы идеи Руссо применить где-нибудь с нуля. И такая возможность историей была предоставлена. Вопрос о том, читали ли труды Руссо за океаном, как-то выпадает из общей картины построения США, но совпадение временных рамок позволяет говорить о том, что такой перенос идей был возможен. В 1776 году тринадцать британских колоний в Северной Америке объявили о своей независимости, выйдя из-под власти английского деспота Георга III. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 г. — «Билль о правах», который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан.
На Родине создателя теории общественного договора дела складывались не так радужно. Обласканный любовью прекрасных дам, король Франции Людовик XV, конечно, ни о каком общественном договоре и слышать не желал. «Пока я жив, государственная машина будет идти» - отвечал он вельможам, осмелившимся говорить о реформах, необходимых для достижения блага народа. На заданный в продолжение разговора вопрос: «Что же будет после Вас?», он и бросил свою «коронную фразу»: «А после меня – хоть потоп!».
Поэтому, ломать голову над тем, как заключить «правильный» общественный договор стали совсем в другом месте – в клубе им. святого Якоба. Король Людовик XV умер в 1774 г., четыре года спустя умер Ж.-Ж. Руссо. Но всё только начиналось! Идея Руссо о необходимости устранения деспота для того, чтобы получить возможность заключить новый общественный договор, послужила якобинцам моральным и юридическим основанием права граждан на бунт против королевской власти. Воззрения Руссо стали идеологией якобинцев, для Робеспьера «Общественный договор» превратился в настоящую Библию. Итог всем известен – после Людовика XV действительно случился потоп. Настолько кровавый, что его не мог представить себе ни действующий король Франции Людовик XVI, ни сам покойный создатель теории общественного договора Жан Жак Руссо.