Энергия общества
(В.Н. Ильин)
Человеческое общество тоже является системой, требующей для своего поддержания затрат определённого вида энергии. И тут традиционные социально-гуманитраные науки даже не задумываются об источниках энергии, необходимых для жизни и развития общества. Ответ на вопрос о том, что движет процесс общественного развития, наиболее освещён в работе В.Н. Ильина «Термодинамика и социология», находящейся на стыке точных и гуманитарных наук. Автор вводит в социальные науки ряд аналогий, соответствующих термодинамическим законам и физическим понятиям энергии, движения, теплоты и температуры. Согласно предложенной автором теории, процесс общественного развития невозможен без непрерывной подпитки различных поколений граждан новыми порциями социальной энергии, координирующей предпринимаемые ими в повседневной жизни усилия.
Источниками этой энергии являются разнообразные абстрактные проявления разума – социальные идеи, образующие идеологию общества, религиозная вера, моральные и организационные принципы существования.
Таким образом, социум представляет собой «термодинамическую мельницу», вращение колеса которой определяется непрерывным потоком смены старых идей новыми. Следовательно – общественная идеология, это не только жесткие «скрепы» общества, но и заряд творческой энергии, толкающий вперёд процесс социального развития. Причём отработавшая, отдавшая обществу свою энергию идея не превращается навсегда в негодный «идеологический хлам». По прошествии некоторого времени, известная в прошлом идея, может в новой обработке использоваться следующими поколениями граждан в новом качестве.
Арсенал таких «вечных» идеологий может быть получен на основе изучения истории человечества. Согласно социологической теории Питирима Сорокина, о которой речь ещё пойдёт впереди, существуют три типа связки общества – духовный, идейный и чувственный. Соответственно, идеологии тоже могут быть отнесены к трём видам: религиозная, патриотическая/националистическая и потребительская. Выработка общественной идеологии так же является процессом энергетическим, так как основана на мышлении, являющимся одним из процессов жизнедеятельности человека. А источник энергии для обеспечения жизнедеятельности организмов на Земле только один – биосфера.
Религиозная идеология основывается на самодержавии или теократии (букв. "власть религии"), как форме правления, связывающей народ воедино. Главным управителем общественного развития выступает монарх или духовный лидер, а центром развития является официальная вероисповедная конфессия. Такое общество склонно к «священным войнам за веру», которые могут трансформироваться и в мирные формы миссионерства.
Патриотическая или более радикальная националистическая идеология основана на национальной гордости членов общества, заявляющих, что они самые передовые в мире. Управление обществом совершает великий государственный деятель – диктатор или национальный лидер, а государственное управление является ведущим центром общественного развития. Общество склоняется к борьбе с внешними врагами, в том числе и к мирной конкуренции в форме «холодной войны».
Потребительская идеология тоже может быть позитивной. Скрепами могут выступать культура и история общества. Эталоном поведения граждан при этом становятся герои прошлого или ныне живущие деятели культуры. В качестве центров общественного развития могут выступить социальные институты образования и массовой информации, воспитывающие культурного потребителя. В этом случае общество будет стремиться к богатству и накоплению материальных ценностей, но не по принципу «обогащение любой ценой».
Нужно сразу уточнить, что никакой социум принципиально не может существовать без идеологии, хотя бы без общепринятого ответа на вопрос: «Что есть человек и окружающий его мир?». Утверждение о том, что большинство стран мира успешно существуют без всякой национальной идеи, страны же, тяготеющие к авторитарности и, особенно к тоталитаризму, всегда находятся в поиске национальной идеи, не соответствует современным научным представлениям, а является идеологическим штампом, служащим в корыстных интересах ультралиберальных капиталистов, стремящихся превратить человечество в стадо неразумных «экономических животных».
Разгадка заключается в том, что «по умолчанию» общество в итоге всегда скатывается к потребительской идеологии, которая настолько соответствует биологической, животной природе человека, как главного консумента (потребителя) биосферы, что даже воспринимается большинством как нечто само собой разумеющееся, а не как логичная смысловая конструкция. Но «заряд» или напряженность направляющего вектора потребительской идеи самый низкий, поэтому она не может обеспечить общественного прогресса. Можно сказать, что общество, проникнутое исключительно идеями потребительства, непрерывно тиражируемыми средствами массовой информации и рекламой, без должной роли социальных институтов образования и культуры, находится в одном шаге от окончательного разложения и превращения в сборище эгоистов, безразличных к проблемам своей страны и своего народа и даже своего потомства.
Но, в полностью хаотизированном и атомизированном (разобщенном на отдельные индивидуумы) обществе, по аналогии с относительно недавно введённым в физику четвёртым началом термодинамики, наиболее вероятно начало процесса самоорганизации граждан и зарождения нового социума. В силу жестких связей внутри «термодинамической мельницы», её колесо, завершая полный оборот, опять начинает его с самого начала, следовательно, высока вероятность, что этим «новорожденным» будет общество духовного типа с религиозной идеологией!
Кажется, что ответ на злободневные проблемы России найден. В её истории можно проследить завершение полного оборота колеса «термодинамической мельницы». Начав с самодержца Ивана Грозного и религиозной идеи «Русь – третий Рим» монаха Филофея, можно увидеть окончательный крах духовного общества в 1917 году и последующее построение под руководством И.В. Сталина Советского Союза с патриотической идеей самого справедливого в мире общества. СССР рухнул в 1991 году, после чего последовало торжество разнузданного потребительства в новой России.
И что же получается? Выходит, ещё немного хаоса, ещё чуть-чуть потребительского эгоизма и немногословные серьёзные люди, под мудрым руководством Русской Православной Церкви (РПЦ), приведут Россию к закономерной смене типа общественного устройства? Но законы эволюции подсказывают, что не всё так однозначно. РПЦ хранитель православной христианской традиции и пусть таковой и остается. Времена бурных религиозных дебатов, выработки канонов и поиска путей развития церкви, когда иерархи на вселенских соборах в религиозном запале рвали друг другу бороды и предавали анафеме, уже почти полторы тысячи лет как прошли. Нельзя восстановить утраченный когда-то порядок простым движением властной руки, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Существуют общественные термодинамически необратимые процессы. Если какой-либо способ общественного спасения сработал в прошлом, нет гарантий, что он так же успешно сработает и в будущем. Поэтому, достаточно ли при разработке национальной идеологии пойти уже известной дорогой или необходимо обрести что-то принципиально новое? Ответ однозначен — новое необходимо.
Сейчас, если следовать теории этногенеза по Гумилеву, наш этнос находится в фазе инерции, причём уже происходит переход к фазе обскурации (впадение в попытку пассивного симбиоза с природой), что выражается в разработке и реализации многочисленных проектов строительства посёлков усадебного типа, в которых трудолюбивые жители будут заняты самоподдерживающим сельским хозяйством. За фазой обскурации последует мемориальная фаза и капсулирование этноса, точнее лучшей его части, способной вернуться к равновесному взаимодействию с экосистемами. Скорее всего, такой сценарий уготован России, в случае, если общественное развитие возглавит неспособная (да и не предназначенная уже) к коренной идеологической модернизации, РПЦ.
Поэтому, сохранение природных экосистем на территории России, способных обеспечить энергией новую идеологию, является главной гарантией национального возрождения. Но этот фактор может быть устранён в ходе экономического бума на базе устаревших индустриальных технологий. Члены этноса неспособные, по закону необратимости эволюции, вернуться к контакту с биосферой, переходят к хищничеству, но оно их не спасает. Безнравственность и беззаконие в городах – прелюдия расправы над лесами и полями. Уровень нравственности этноса – такое же явление природного процесса этногенеза, как и хищническое истребление живой природы.
Стоит задуматься о том, что нынешнее падение нравов и тотальная коррупция в России имеет экологическое объяснение. В этом случае, их бесполезно «лечить» сугубо карательными мерами и ужесточением законодательства. Начинать нужно с новой идеологии, которая сможет обеспечить нравственные взаимоотношения людей в обществе, а так же этичное отношение самого общества к биосфере Земли, являющейся источником энергии, необходимой для жизни социумов, народов и каждого человека на Земле.
Читающий эту книгу увидит сам, такая идеология здесь уже изложена.
Источниками этой энергии являются разнообразные абстрактные проявления разума – социальные идеи, образующие идеологию общества, религиозная вера, моральные и организационные принципы существования.
Таким образом, социум представляет собой «термодинамическую мельницу», вращение колеса которой определяется непрерывным потоком смены старых идей новыми. Следовательно – общественная идеология, это не только жесткие «скрепы» общества, но и заряд творческой энергии, толкающий вперёд процесс социального развития. Причём отработавшая, отдавшая обществу свою энергию идея не превращается навсегда в негодный «идеологический хлам». По прошествии некоторого времени, известная в прошлом идея, может в новой обработке использоваться следующими поколениями граждан в новом качестве.
Арсенал таких «вечных» идеологий может быть получен на основе изучения истории человечества. Согласно социологической теории Питирима Сорокина, о которой речь ещё пойдёт впереди, существуют три типа связки общества – духовный, идейный и чувственный. Соответственно, идеологии тоже могут быть отнесены к трём видам: религиозная, патриотическая/националистическая и потребительская. Выработка общественной идеологии так же является процессом энергетическим, так как основана на мышлении, являющимся одним из процессов жизнедеятельности человека. А источник энергии для обеспечения жизнедеятельности организмов на Земле только один – биосфера.
Религиозная идеология основывается на самодержавии или теократии (букв. "власть религии"), как форме правления, связывающей народ воедино. Главным управителем общественного развития выступает монарх или духовный лидер, а центром развития является официальная вероисповедная конфессия. Такое общество склонно к «священным войнам за веру», которые могут трансформироваться и в мирные формы миссионерства.
Патриотическая или более радикальная националистическая идеология основана на национальной гордости членов общества, заявляющих, что они самые передовые в мире. Управление обществом совершает великий государственный деятель – диктатор или национальный лидер, а государственное управление является ведущим центром общественного развития. Общество склоняется к борьбе с внешними врагами, в том числе и к мирной конкуренции в форме «холодной войны».
Потребительская идеология тоже может быть позитивной. Скрепами могут выступать культура и история общества. Эталоном поведения граждан при этом становятся герои прошлого или ныне живущие деятели культуры. В качестве центров общественного развития могут выступить социальные институты образования и массовой информации, воспитывающие культурного потребителя. В этом случае общество будет стремиться к богатству и накоплению материальных ценностей, но не по принципу «обогащение любой ценой».
Нужно сразу уточнить, что никакой социум принципиально не может существовать без идеологии, хотя бы без общепринятого ответа на вопрос: «Что есть человек и окружающий его мир?». Утверждение о том, что большинство стран мира успешно существуют без всякой национальной идеи, страны же, тяготеющие к авторитарности и, особенно к тоталитаризму, всегда находятся в поиске национальной идеи, не соответствует современным научным представлениям, а является идеологическим штампом, служащим в корыстных интересах ультралиберальных капиталистов, стремящихся превратить человечество в стадо неразумных «экономических животных».
Разгадка заключается в том, что «по умолчанию» общество в итоге всегда скатывается к потребительской идеологии, которая настолько соответствует биологической, животной природе человека, как главного консумента (потребителя) биосферы, что даже воспринимается большинством как нечто само собой разумеющееся, а не как логичная смысловая конструкция. Но «заряд» или напряженность направляющего вектора потребительской идеи самый низкий, поэтому она не может обеспечить общественного прогресса. Можно сказать, что общество, проникнутое исключительно идеями потребительства, непрерывно тиражируемыми средствами массовой информации и рекламой, без должной роли социальных институтов образования и культуры, находится в одном шаге от окончательного разложения и превращения в сборище эгоистов, безразличных к проблемам своей страны и своего народа и даже своего потомства.
Но, в полностью хаотизированном и атомизированном (разобщенном на отдельные индивидуумы) обществе, по аналогии с относительно недавно введённым в физику четвёртым началом термодинамики, наиболее вероятно начало процесса самоорганизации граждан и зарождения нового социума. В силу жестких связей внутри «термодинамической мельницы», её колесо, завершая полный оборот, опять начинает его с самого начала, следовательно, высока вероятность, что этим «новорожденным» будет общество духовного типа с религиозной идеологией!
Кажется, что ответ на злободневные проблемы России найден. В её истории можно проследить завершение полного оборота колеса «термодинамической мельницы». Начав с самодержца Ивана Грозного и религиозной идеи «Русь – третий Рим» монаха Филофея, можно увидеть окончательный крах духовного общества в 1917 году и последующее построение под руководством И.В. Сталина Советского Союза с патриотической идеей самого справедливого в мире общества. СССР рухнул в 1991 году, после чего последовало торжество разнузданного потребительства в новой России.
И что же получается? Выходит, ещё немного хаоса, ещё чуть-чуть потребительского эгоизма и немногословные серьёзные люди, под мудрым руководством Русской Православной Церкви (РПЦ), приведут Россию к закономерной смене типа общественного устройства? Но законы эволюции подсказывают, что не всё так однозначно. РПЦ хранитель православной христианской традиции и пусть таковой и остается. Времена бурных религиозных дебатов, выработки канонов и поиска путей развития церкви, когда иерархи на вселенских соборах в религиозном запале рвали друг другу бороды и предавали анафеме, уже почти полторы тысячи лет как прошли. Нельзя восстановить утраченный когда-то порядок простым движением властной руки, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Существуют общественные термодинамически необратимые процессы. Если какой-либо способ общественного спасения сработал в прошлом, нет гарантий, что он так же успешно сработает и в будущем. Поэтому, достаточно ли при разработке национальной идеологии пойти уже известной дорогой или необходимо обрести что-то принципиально новое? Ответ однозначен — новое необходимо.
Сейчас, если следовать теории этногенеза по Гумилеву, наш этнос находится в фазе инерции, причём уже происходит переход к фазе обскурации (впадение в попытку пассивного симбиоза с природой), что выражается в разработке и реализации многочисленных проектов строительства посёлков усадебного типа, в которых трудолюбивые жители будут заняты самоподдерживающим сельским хозяйством. За фазой обскурации последует мемориальная фаза и капсулирование этноса, точнее лучшей его части, способной вернуться к равновесному взаимодействию с экосистемами. Скорее всего, такой сценарий уготован России, в случае, если общественное развитие возглавит неспособная (да и не предназначенная уже) к коренной идеологической модернизации, РПЦ.
Поэтому, сохранение природных экосистем на территории России, способных обеспечить энергией новую идеологию, является главной гарантией национального возрождения. Но этот фактор может быть устранён в ходе экономического бума на базе устаревших индустриальных технологий. Члены этноса неспособные, по закону необратимости эволюции, вернуться к контакту с биосферой, переходят к хищничеству, но оно их не спасает. Безнравственность и беззаконие в городах – прелюдия расправы над лесами и полями. Уровень нравственности этноса – такое же явление природного процесса этногенеза, как и хищническое истребление живой природы.
Стоит задуматься о том, что нынешнее падение нравов и тотальная коррупция в России имеет экологическое объяснение. В этом случае, их бесполезно «лечить» сугубо карательными мерами и ужесточением законодательства. Начинать нужно с новой идеологии, которая сможет обеспечить нравственные взаимоотношения людей в обществе, а так же этичное отношение самого общества к биосфере Земли, являющейся источником энергии, необходимой для жизни социумов, народов и каждого человека на Земле.
Читающий эту книгу увидит сам, такая идеология здесь уже изложена.