Энергия народов
(Л.Н. Гумилёв)
Таким образом, сама биосфера, стабилизировав своё состояние, подготовилась к выходу на арену жизни человека. И человек не остался в долгу у биосферы, а внёс свой вклад в круговерть природных процессов, разнообразив их пёстрым карнавалом рождения и смерти новых народов, империй и религий. Вначале человечество было ребёнком, чья деятельность не нарушала незыблемого равновесия природных процессов. Расцвет и падение Римской империи, Крестовые походы и покорение дикого Запада, сражения первой и второй Мировых войн разворачивались на фоне относительно стабильной биосферы.
Можно ли сказать, что человечество и биосфера никаким образом не взаимодействовали, что биосфера «не замечала» человека, а человеку было «наплевать» на биосферу. Второе предположение более верно, по крайней мере, в течение последних 200 лет, в силу того, что люди долгое время не имели соответствующих знаний. Древние люди наоборот, обожествляли Природу и преклонялись перед ней. И только пришествие капитализма позволило людям свергнуть Природу с её пьедестала, для того, чтобы установить на него «золотого тельца».
Биосфера же постоянно была связана с человечеством тысячью невидимых нитей, так как источником энергии для жизнедеятельности всех людей выступает исключительно биомасса биосферы. Другого источника энергии для работы организма человека на Земле просто не существует. Следовательно, социальные процессы, начавшиеся на планете более 10 тысяч лет назад, черпали свою энергию из биосферы. Именно биосфера запустила в человеческой среде процессы зарождения народов, общественных организмов и государств, обеспечив людей биохимической энергией, необходимой для выполнения огромной созидательной работы.
Как это ни покажется странным, но эта взаимосвязь была открыта только в 1979 году Л.Н. Гумилёвым. Именно Гумилёв в «Этногенезе и биосфере Земли» впервые указал на источник энергии для формирования народов. До него, науки, изучавшие социальные процессы (история, социология, культурология, политология) выглядели нелепо: они описывали масштабные исторические явления: битвы и переселения народов, крушения царств и бурный рост экономики и всё это – без указания на источник энергии, приводящий в движение эти колоссальные процессы.
Только сейчас нам стал понятен процесс рождения и смерти народов. Как и живое вещество биосферы, народ обладает своей внутренней энергией, или даже вектором приложения энергии — вектором целеполагания своего существования. Гумилёв назвал эту энергию пассионарностью, источником её служит преобразованная энергия живого вещества биосферы. Отдельные кланы и племена людей могут тысячелетиями жить в гармонии с природой, получая от неё ровно столько энергии, сколько необходимо для поддержания своей жизнедеятельности на минимальном уровне и довольствоваться этим, живя в целом тихо и мирно.
Но, внезапно может начаться и по сей день необъяснимое с обыденной точки зрения явление. Пассионарность группы людей начинает резко возрастать, невообразимо усиливаясь в течение жизни 2-3 поколений. В фазе подъёма, начальная пассионарность этноса может увеличиться во много раз, что и объясняет, почему новый народ может совершить поистине титаническую работу – завоевать соседние страны, построить свою материальную цивилизацию, создать самобытную культуру, преобразовать природный ландшафт. При этом сам народ переносит лишения и страдания, жертвуя жизнями наиболее активных своих членов, которые в своей жертвенности часто не успевают оставить потомство.
Вся эта энергия возникает из биосферы и принадлежит ей. Биосфера концентрирует запасы энергии в определённых регионах на поверхности Земли и в определённое время активирует её в виде пассионарного толчка народу, живущему в биоценозе экосистемы, находящейся в этой географической зоне. Мы не можем предсказать ни зону очередного пассионарного толчка, ни время старта импульса пассионарности, что ещё раз доказывает существование Разумного Плана зарождения новых народов и существование Логоса, осуществляющего патронат над планетой.
Мы не можем управлять процессом рождения новых народов, но мы можем описать процесс их рождения. Теперь мы знаем, что все философские учения и пророческие речения – есть отражение индивидуальным сознанием людей импульсов Логоса планеты. Рождению любого социального явления предшествует зародыш – объединение некоторого числа людей, связанных интересом к каким-либо новым идеям, концепциям, философским системам, религиозным доктринам, художественным школам. Начав действовать, они вступают в исторический процесс, связанные присущей им исторической судьбой.
Такая группа может стать научным семинаром, рыцарским орденом, религиозной сектой, общиной монахов, школой импрессионистов или даже разбойничьей бандой. Не каждая из этих групп выживает, но при достаточно высоком пассионарном напряжении, такая группа может сформировать оригинальную этническую традицию, показывающую, чем данная группа людей отличается от всех остальных. На основе созданной традиции возникают социальные институты и новый народ формирует свой общественный организм. Нет оснований полагать, что и в условиях глобальной информатизации процесс будет иным.
<ПРЕДЫДУЩАЯ Страница II.Б.-4 СЛЕДУЮЩАЯ>
Можно ли сказать, что человечество и биосфера никаким образом не взаимодействовали, что биосфера «не замечала» человека, а человеку было «наплевать» на биосферу. Второе предположение более верно, по крайней мере, в течение последних 200 лет, в силу того, что люди долгое время не имели соответствующих знаний. Древние люди наоборот, обожествляли Природу и преклонялись перед ней. И только пришествие капитализма позволило людям свергнуть Природу с её пьедестала, для того, чтобы установить на него «золотого тельца».
Биосфера же постоянно была связана с человечеством тысячью невидимых нитей, так как источником энергии для жизнедеятельности всех людей выступает исключительно биомасса биосферы. Другого источника энергии для работы организма человека на Земле просто не существует. Следовательно, социальные процессы, начавшиеся на планете более 10 тысяч лет назад, черпали свою энергию из биосферы. Именно биосфера запустила в человеческой среде процессы зарождения народов, общественных организмов и государств, обеспечив людей биохимической энергией, необходимой для выполнения огромной созидательной работы.
Как это ни покажется странным, но эта взаимосвязь была открыта только в 1979 году Л.Н. Гумилёвым. Именно Гумилёв в «Этногенезе и биосфере Земли» впервые указал на источник энергии для формирования народов. До него, науки, изучавшие социальные процессы (история, социология, культурология, политология) выглядели нелепо: они описывали масштабные исторические явления: битвы и переселения народов, крушения царств и бурный рост экономики и всё это – без указания на источник энергии, приводящий в движение эти колоссальные процессы.
Только сейчас нам стал понятен процесс рождения и смерти народов. Как и живое вещество биосферы, народ обладает своей внутренней энергией, или даже вектором приложения энергии — вектором целеполагания своего существования. Гумилёв назвал эту энергию пассионарностью, источником её служит преобразованная энергия живого вещества биосферы. Отдельные кланы и племена людей могут тысячелетиями жить в гармонии с природой, получая от неё ровно столько энергии, сколько необходимо для поддержания своей жизнедеятельности на минимальном уровне и довольствоваться этим, живя в целом тихо и мирно.
Но, внезапно может начаться и по сей день необъяснимое с обыденной точки зрения явление. Пассионарность группы людей начинает резко возрастать, невообразимо усиливаясь в течение жизни 2-3 поколений. В фазе подъёма, начальная пассионарность этноса может увеличиться во много раз, что и объясняет, почему новый народ может совершить поистине титаническую работу – завоевать соседние страны, построить свою материальную цивилизацию, создать самобытную культуру, преобразовать природный ландшафт. При этом сам народ переносит лишения и страдания, жертвуя жизнями наиболее активных своих членов, которые в своей жертвенности часто не успевают оставить потомство.
Вся эта энергия возникает из биосферы и принадлежит ей. Биосфера концентрирует запасы энергии в определённых регионах на поверхности Земли и в определённое время активирует её в виде пассионарного толчка народу, живущему в биоценозе экосистемы, находящейся в этой географической зоне. Мы не можем предсказать ни зону очередного пассионарного толчка, ни время старта импульса пассионарности, что ещё раз доказывает существование Разумного Плана зарождения новых народов и существование Логоса, осуществляющего патронат над планетой.
Мы не можем управлять процессом рождения новых народов, но мы можем описать процесс их рождения. Теперь мы знаем, что все философские учения и пророческие речения – есть отражение индивидуальным сознанием людей импульсов Логоса планеты. Рождению любого социального явления предшествует зародыш – объединение некоторого числа людей, связанных интересом к каким-либо новым идеям, концепциям, философским системам, религиозным доктринам, художественным школам. Начав действовать, они вступают в исторический процесс, связанные присущей им исторической судьбой.
Такая группа может стать научным семинаром, рыцарским орденом, религиозной сектой, общиной монахов, школой импрессионистов или даже разбойничьей бандой. Не каждая из этих групп выживает, но при достаточно высоком пассионарном напряжении, такая группа может сформировать оригинальную этническую традицию, показывающую, чем данная группа людей отличается от всех остальных. На основе созданной традиции возникают социальные институты и новый народ формирует свой общественный организм. Нет оснований полагать, что и в условиях глобальной информатизации процесс будет иным.
<ПРЕДЫДУЩАЯ Страница II.Б.-4 СЛЕДУЮЩАЯ>