Элитарное социальное общество, как аналог экологической системы
Итак, социум, как и обычная биологическая природная система, существует в условиях дефицита энергии.
Энергия в светском (то есть, буквально, в элитарном) обществе перераспределяется от черни
(низкообразованного большинства) к элите (высокообразованному и, или хотя бы причастному к перераспределению
энергии общества). При этом статусное потребление элиты, ее дворцы, яхты, дома и т. п. в социуме выглядят
так же, как в природе выглядит потребление крупных животных, например тиранозавров, диплодоков или китов,
находившихся на верхушке пищевой цепи и сильно влияющих на окружающие биоценозы именно фактором своего
масштабного потребления пищевых ресурсов. Т.е. в некотором смысле социальная элита пожирает чернь (ее
энергию), как пожирает тираннозавр или кит более мелких, оснащенных менее совершенным мозгом (или иной
системой управления) существ. Однако, в эпоху крупных потрясений, экологических катастроф крупное животное
выжить не может именно потому, что сокращается его кормовая база, а потреблять мало такое животное не
может. Как в эпоху экологических катастроф и великих вымираний погибли динозавры, так в эпоху социальных
перемен вымирает и социальная пищевая элита. Она становится лишней, социум, как и биоценоз, может
обойтись без элиты вообще. Вспомните Землю в протогее, когда в природе не было ничего крупнее амебы.
Поэтому стенания по поводу уничтожения элит в эпоху великих перемен или бедствий бессмысленны, такова
судьба тех, кто находится на верхушке пищевой пирамиды, а социальная элита во все времена была именно
такой. Серьезным исключением были времена СССР, когда была предпринята попытка ограничения «пищевой»
роли социальных элит.
Другой разговор, что как только природные условия стабилизируются, естественная среда приводит сама к появлению крупных животных - элитариев животного мира. Эти животные структурируют окружающую среду, как например слоны, вываливающие деревья в джунглях ради сочных листьев на верхних ветках.
Однако, аналогия между человеческим обществом и биоценозами далеко не полная. В обществе людей большинство особей обладают равными потенциальными возможностями нервного регулирования и потенциалом осознанности. Поэтому разумно устроенному социуму «пищевая» элита не нужна в принципе, она просто энтропийно - избыточна. Социалисты — анархисты в лице Кропоткина, были очень близки к этой идее, хотя и не смогли ее осознать и сформулировать в представленном здесь виде. Человек стал доминирующим видом в животном мире не в силу размеров, веса, быстрых и точных нервных реакций, а как существо коллективистское, разумное и духовное, ибо только так можно поддерживать альтруистическую социальность и не поедать друг - друга.
Другой разговор, что как только природные условия стабилизируются, естественная среда приводит сама к появлению крупных животных - элитариев животного мира. Эти животные структурируют окружающую среду, как например слоны, вываливающие деревья в джунглях ради сочных листьев на верхних ветках.
Однако, аналогия между человеческим обществом и биоценозами далеко не полная. В обществе людей большинство особей обладают равными потенциальными возможностями нервного регулирования и потенциалом осознанности. Поэтому разумно устроенному социуму «пищевая» элита не нужна в принципе, она просто энтропийно - избыточна. Социалисты — анархисты в лице Кропоткина, были очень близки к этой идее, хотя и не смогли ее осознать и сформулировать в представленном здесь виде. Человек стал доминирующим видом в животном мире не в силу размеров, веса, быстрых и точных нервных реакций, а как существо коллективистское, разумное и духовное, ибо только так можно поддерживать альтруистическую социальность и не поедать друг - друга.