Одиночество и сострадание
О наш Отец, на небесах царящий,
Не замкнутый, но первенцам своим
Благоволенье прежде всех дарящий.
Данте Алигьери «Божественная комедия»
Чаще всего лейтмотив большинства молитв
людей, считающих себя верующими, выглядит так: Боже, прости и Боже, дай! Приверженцы традиционных
религий часто воспринимают Бога как хозяина, в лучшем случае как отца, и часто претендуют
на его милости, а по сути - энергии. Однако, мало кто задумывался о том, что Всевышний – это осознание
в высшем смысле этого слова. Даже основатели религий не говорят о невероятном, поистине космическом
одиночестве Бога. Впрочем, в то время когда эти религии возникли, такое знание и ощущение бытия
Бога было бы, пожалуй, преждевременным и даже вредным. Но сейчас, будучи вооруженными смыслами
существования, нужно и можно представить себе каково это, еще до начала времен осознать себя
личностью, носящейся в беспредельной бездне в которой никого и ничего кроме тебя самого нет
и границы которой тебе неизвестны. Итак, достоин ли Всевышний сочувствия в своем абсолютном,
непередаваемом немыслимом с обыденной точки зрения одиночестве? Всякий мыслящий даст ответ,
что достоин, точно так же, как достоин мыслящий сочувствия к самому себе в своем собственном
одиночестве. Потому в индуистской — ведической традиции высшая цель бхакты (поклоняющегося
Богу) стать не рабом Бога, а его истинным чистосердечным другом, как другом самому себе.
А поскольку все сущее и есть проявления Бога и его энергий, т. е. сам Бог, то и все сущее
достойно сочувствия и сострадания.
|