Этот раздел адресован людям, считающим себя научными материалистами.
Древнее религиозное сознание, поддерживаемое шаманами, сохраняло альтруистическое поведение
группы путем обращения менталитета группы к общему предку рода - тотему, незримо сопровождавшего
всю группу (небольшой логос — эгрегор по совокупности общего менталитета).
Группы, у которых внутреннее альтруистическое поведение было сильнее, имели эволюционное
преимущество перед группами со слабым альтруистическим поведением, поскольку цементировали
индивидуумов на совместные действия вплоть до самопожертвования в интересах группы в целом.
Этому множество примеров в истории, когда небольшие религиозные народы побеждали большие, с
ослабленной религиозностью.
С разрастанием групп в общины и государства происходила смена религий, естественным образом
приводящая к многобожию, к главному тотему в окружении подчиненных тотемов, либо как к сумме
тотемов — пантеону богов. Это хорошо видно на примере Шумера, где сообщество богов было копией
неолитической общины с ее разделением труда. Однако шаманы и жрецы занимались не только вопросами
поддержания единства в социуме, но и накапливали знания о мире. Объективное знание о мире
воспринималось как знание законов Богов: Бога или Демиурга — создателя, сотворившего мир
действовать по определенным правилам. Т.е., объективные законы природы правильно воспринимались
обществом как законы божественные. Социальный и культурный прогресс привел к идее единобожия,
в некоторых случаях, как в буддизме, единый Бог трактовался как всеобщее безличное. Итак,
наблюдается очевидная закономерность, состоящая в том, что с ростом прогресса в обществе,
модифицируется восприятие божественного, где божественное означает объективное, независящее
от воли человека и даже первичное относительно нее. Таким образом, следует констатировать
наличие объективного общественного закона прогресса религиозности.
При этом общественная жизнь в русле этого закона развивается по известным материалистам
философским законам отрицания отрицания и перехода количественных изменений в качественные.
Впрочем, вера в отсутствие божественного представляет собой один из видов отрицательной религии.
Такая антирелигия обречена эволюционно, просто в силу проигрыша ее носителей как группы,
способной действовать во имя общей цели вплоть до самопожертвования. В такой антирелигии
жертвовать собой ради общего блага элементарно не выгодно. Ибо после смерти невозможно
воспользоваться плодами своего поступка, т. к., по представлениям антирелигиозного материализма,
нет никакой части индивидуума, способной к существованию после физической смерти и распада
материального тела индивидуума.
Следует сказать, что рост альтруистического поведения характерен и для сообществ животных.
Динозавры к такому поведению были склонны намного меньше современных млекопитающих.
Таким образом, рост альтруистического (выгодного виду в целом) поведения следует считать
прогрессивным признаком, прямо по Дарвину.
Итак, для того, чтобы опровергнуть все, что сказано в этой книге и объявить все, что тут
сказано ошибочным, нужно изобрести вечный двигатель первого рода, добывающий энергию из «ниоткуда»
и способный забрасывать тепловое загрязнение в «никуда». В любом другом случае, наличный
энергетический баланс и эффективность его использования следует признать единственным критерием
истинности и полезности любой религиозной, социальной и технической теории.
Извольте, материалисты, все это понять, если не можете принять.