Ценность человеческой жизни
Утверждаю: вершина творения — мы,
Светоч разума, вспышка прозрения — мы.
Если с перстнем сравнить этот круг мирозданья,
Лучший камень его — без сомнения, мы.
Омар Хайям «Рубаи»
Светоч разума, вспышка прозрения — мы.
Если с перстнем сравнить этот круг мирозданья,
Лучший камень его — без сомнения, мы.
Омар Хайям «Рубаи»
Отношение к человеческой жизни развивалось вместе с обществом. В древнем мире жизнь отдельного человека
имела ценность в целом только для родственной группы, рода племени. Жизнь члена другого племени не стоила
ничего. Как только возникли неолитические общины, жизнь иноплеменника стала цениться как жизнь
потенциального раба. А раб приравнивался к скоту, разве что говорящему. И часто философские взгляды
находили этому оправдание. Так было у Аристотеля. В раннем элитарном обществе ценность жизни отдельного
человека зависела от его статуса в обществе. Но это не означало, что жизнь члена своей группы ценилась
очень высоко, совсем нет. Считалось почетным умереть на поле боя и оставить о себе добродетельную славу
неустрашимого бойца, смерть же от старости считалась чем-то недостойным. А в случае необходимости
(неурожай, бедствия) Богам приносились человеческие жертвы. Учение о перевоплощениях, а оно тогда
было широко распространено, способствовало такому поведению. Человек почти не боялся смерти и кровь
в античности лилась по любому поводу.
Христианство и Ислам сыграли положительную роль. Благодаря этим учениям ценность индивидуальной человеческой жизни сильно возросла. Согласно новой традиции считалось, что человек живет только один раз. А потому чужая жизнь должна уважаться, как и своя. Заодно все это подстегнуло технический прогресс (раз уж жизнь одна от нее следовало «взять все») и философию. Однако, в то время человечество еще не созрело чтобы осознать свою миссию. Поэтому угнетение учения о перевоплощениях — корректировка Логосом направления развития человечества. Теперь время настало. Знание о перевоплощениях должны вернуться к человечеству. В этом смысле Индия выполнила свою миссию, сохранив это знание. Но это отнюдь не означает, что пришло время бездумно лить кровь свою и чужую. Наоборот. Пришло время осознать, что воплощение — ценнейший дар, индивидуальный и общественно значимый дар, выражающийся во времени отпущенном душе для распоряжения энергиями Бога и Его осознания. Дар, который получает душа от универсума и этот дар нужно ценить.
Христианство и Ислам сыграли положительную роль. Благодаря этим учениям ценность индивидуальной человеческой жизни сильно возросла. Согласно новой традиции считалось, что человек живет только один раз. А потому чужая жизнь должна уважаться, как и своя. Заодно все это подстегнуло технический прогресс (раз уж жизнь одна от нее следовало «взять все») и философию. Однако, в то время человечество еще не созрело чтобы осознать свою миссию. Поэтому угнетение учения о перевоплощениях — корректировка Логосом направления развития человечества. Теперь время настало. Знание о перевоплощениях должны вернуться к человечеству. В этом смысле Индия выполнила свою миссию, сохранив это знание. Но это отнюдь не означает, что пришло время бездумно лить кровь свою и чужую. Наоборот. Пришло время осознать, что воплощение — ценнейший дар, индивидуальный и общественно значимый дар, выражающийся во времени отпущенном душе для распоряжения энергиями Бога и Его осознания. Дар, который получает душа от универсума и этот дар нужно ценить.